Более 70% российских проектов финансируются без участия инвесторов, в отличие от такого же количества американских стартапов. Большая часть из отечественных стартап-компаний создается и развивается за личные средства основателей. Многие не могут решиться выйти на более широкие просторы мирового рынка, оставаясь в рамках российского охвата. Пока что рынок не полностью удовлетворяет ожидания вкладчиков, интересующихся блокчейном и созданием «умных» машин.

Вкладчики есть только у 29% проектов, остальная же часть развивается на собственные финансы. Эта информация подается в исследовании, которое было проведено EY, Алексей Соловьев, Фонд развития интернет-инициатив. В ходе исследования было собрано три сотни анкет, которые заполнили весной текущего года основатели отечественных стартапов. Этот объем составляет около десяти процентов рынка.

В США, наоборот, процент зарабатывающих проектов, которые имеют внешних инвесторов, постепенно приближаются к максимуму. Причина в силе конкуренции в новых сферах, где есть воздействие сетевого эффекта, при котором выигравший получает практически всю долю. По мнению экспертов, российским предпринимателям непривычно взаимодействовать с венчурным финансированием, почти весь денежный поток не является профильным. Ситуация вряд ли поменяется, если в России не будет достаточного количества заграничных инвесторов.

Более половины опрошенных представителей компаний рассказали, что привлекают от 70% до 100% общей суммы дохода. Для этого есть несколько аргументов:

    • Привязка к локальной экосистеме;
    • Законодательной системе;
    • Исключительность экономики.

Помимо этого некоторые группы стартапов не выходят на мировой рынок из-за того, что их основатели недостаточно хорошо чувствуют себя в заграничных условиях. Более комфортной работе мешает недостаточный уровень владения языком или просто неготовность менять местоположение. На российском рынке достаточно амбициозных руководителей. Многие из них считают свое дело успешным, когда получают прибыль до 5 миллионов долларов в год.

Более 60% начинающих свою деятельность компаний случаются провалы. Однако этот факт рассматривается не как негативный, а как позитивный опыт в своей сфере деятельности. Мысль о том, что если один раз случилось фиаско, то придется все время носить ярлык неудачника, уже не актуальна. Для инвестора важно наблюдать не наличие ошибки, а получение жизненного опыта и умение исправляться, а не опускать руки.

Самыми популярными сферами среди начинающих компаний являются инновационные технологии, предложение софта как услуги, финансовые технологии, маркетплейс. В нескольких нишах, действительно, взгляды вкладчиков и разработчиков совпали. Как показывает статистика, в прошлом году наиболее предпочтительными для финансирования сегментами стали блокчейн, системы искусственного интеллекта. Стартапы, которые специализируются на этой деятельности, занимают всего 2% от общего количества компаний. Не все предприниматели просчитывают бизнес-модель и составляют план. Более важной мотивацией является идея. Особенно она эксклюзивна и представляет собой интерес. При этом российских предпринимателей, создающих «бизнес-цепочку», гораздо меньше, нежели зарубежных.